Re: [gnome-cyr] ?

Leonid Kanter пишет:

В сообщении от 06.01.2004 13:13 Aleksey Novodvorsky пишет:

Да, конечно. Но документация тоже идет под свободной лицензией.
Вообще, мне многое любопытно в этой истории, постараюсь навести справки :-)

Вопрос к участникам списка, сейчас абстрактный.
Как вы представляете себе правильную организацию перевода проекта масштаба и типа Gnome? Для меня несомненно то, что такой перевод невозможен без участия профессионального программистского community, но он также сильно затруднен без профессиональных переводчиков и редакторов. Какой должна быть структура проекта в предположении, что он спонсируется заинтересованными фирмами? Кто и в каком качестве должен работать на part time? full time? Имеется в виду как перевод к релизу, так и его поддержка между релизами. Замечу, что если дать волю фантазии, то можно выйти на суммы, которые будут просто неконкурентноспособны, -- будьте скромнее. :-)

Rgrds, Алексей

Наверное, самые заинтересованные фирмы - это русскоязычные
линукс-вендоры.

Sun -- не русскоязычный вендор. Однако, они показали свою заинтересованность. Другое дело, что они в который раз наступили на грабли, которые их больно ударят.
Далее -- мое личное мнение на эту тему.
Бизнес open source эффективен ровно в той степени, в которой использует преимущества открытой разработки, то есть использует работу community. Чем больше вы "переделываете" (sic!, не доделываете, не исправляете), тем больше скатываетесь к проприетарной модели разработки, которая _экономически_ неэффективна. Привнесение в экономически эффективную модель неэффективных элементов -- просто какая-то затхлость мышления, упорное желание быть "как все". Это показывает вся история бизнеса на free software, международная и отечественная, я не знаю ни одного исключения. На самом деле, все еще хуже. :-) Рассмотрим на примере Sun. Они наскребли бабок, с которым у них сейчас не очень, на незалежный перевод Gnome. Будут они его поддерживать? Будут работать вместе с разработчиками Ximian, который теперь Novell? Ответ очевиден. Продав n десятков тысяч своих десктопов (ну, не на частного же пользователя они нацелились), они вряд ли (хоелось бы, конечно, ошибиться) смогут поддерживать свой продукт на приличном уровне. А вот если и когда выяснится, что это -- туфта, то этой туфтой окажется не Sun, а Linux вообще. И обманутые покупатели обратят свой взор не на другого вендора Linux, а на сами-знаете-кого, причем надолго. Это -- типичный пример идиотского поведения на рынке, поведения, которое не расширяет его, а схлопывает. Выгодно ли, скажем, ALTLinux как фирме присутствие на рынке Linux от Sun (RH, Novell, ASP) ? Да, сто раз да, если их бизнес ведет к расширению рынка, если он имеет долгосрочную стратегию, основанную на грамотной аналитике, если он не теряет завоеванных им же позиций, если он поддерживает и развивает community, а не разрушает его. Если же этот бизнес, простите, идиотичен, если он хочет урвать сейчас на что-то покушать, наплевав на перспективу, то он просто портит воздух. В первую очередь, причем, в своей окрестности.

Взаимодействие с community, особенно с творческой его частью -- основа любого бизнеса на free software, если он хочет быть успешным. Каким может быть это взаимодействие? Не указующим, даже если что-то сильно не нравится, -- указания добровольцам, исходящие от бизнеса, просто смешны, тем более смешно деление на "профи" и "любителей", -- "любители" часто куда как профессиональнее в нашем мире. Консультации, помощь доступными ресурсами, спонсирование. Т.н. мейнтейнеры (Слава, этого слова нет в словаре, но ни одно из предлагаемых мне не нравится, извините), в том числе оплачиваемые, должны быть членами community в первую голову и представлять прежде всего интересы community в фирме, а потом уже -- интересы фирмы в community.

Ничего обещать здесь, кроме следования этим принципам, я не буду. Но мне кажется, что мир становится лучше :-)

Rgrds, AEN

Мы (asplinux) готовы принимать самое активное участие в
переводах гнома - наверное в основном путём выделения на это рабочего
времени штатным сотрудникам, что уже было сделано в декабре. Другие
формы участия наверное тоже будут рассмотрены.